Доброго времени Вам, сотрудники 2K Czech и Hangar 13 (привет и оставшимся ветеранам студии Illusion Softworks). Пишет Вам один из многих почитателей знаменательного вашего творения, игры Mafia: The City of Lost Heaven.
К моменту своего знакомства с ней я уже успел проникнуться своеобразной романтикой американских гангстеров благодаря прочтению романов Марио Пьюзо, а также игре Legal Crime (известной в России и СНГ как "Чикаго, 1932: Дон Капоне"). Но прежде чем мне попалась Ваша игра, о себе заявила громкая слава Grand theft auto III, которая приковала к себе и моё внимание. И уже после этого, во время общения со школьными товарищами, мне довелось узнать о более серьёзном и интересном проекте Mafia: The City of Lost Heaven.
И действительно. Взять хотя бы поездки по городу. Приходится соблюдать правила дорожного движения, сами машины наделены хорошей физической моделью - причем всё это не в тягость, но настраивает на роль "уважаемого человека", создаёт нужное настроение. Другой бесспорный плюс - хороший сценарий и разнообразие игровых событий, следующих этой истории. Вдобавок персонажи получились живыми, человечными: GTA тоже может похвастаться яркими героями, но GTA III и Vice city были скорее как скетч-шоу, в котором отдельные эпизоды запоминались лучше других. Mafia: The City of Lost Heaven предлагала цельную историю, с драмой и лёгким философским подтекстом о жизни.
Да, жизнь в здешнем городе Лост Хэвен замирает от миссии к миссии, так что погулять и пожить тут не получится, как в GTA. Хотя отдельно эту цель отчасти можно достичь, играя в режиме "Большой прогулки" после прохождения сюжетной части игры.
Игра запомнилась многими интересными деталями, мелочами и подходом к дизайну игровых миссий. Взять хотя бы резкий старт: в самом начале уже надо уходить от погони!.. А потом вторая миссия неожиданно спокойная - размеренная работа таксиста. Помимо более сложного автомобильного управления (вдобавок, здесь у машин кончается бензин), в Mafia: The City of Lost Heaven также более дотошная и боевая часть: персонаж по первому нажатию правой кнопки мыши (ПКМ) не стреляет, а только берёт оружие на изготовку, сам выстрел же сопровождается мощной отдачей. Из-за этого в своё удовольствие беспрерывно палить из томми-гана не получится, однако, контролируя мышь, можно по-настоящему прочувствовать сопротивление оружейной отдачи, компенсировать уход прицела в сторону и выдержать заданное направление стрельбы - отличное, скажу я вам, погружение и без всяких даже вибромоторчиков!
В рукопашной драке нашлось место элементу стелс-экшена - возможность вырубить противника с одного удара сзади, и в некоторых заданиях скрытные перемещения пригодятся.
То есть попробуем подытожить, Вам удалось реализовать:
- Город не просто как локацию, но и со своими правилами;
- Хороший сценарий, интерес к которому служит неплохим стимулом для новых и новых попыток преодоления непростых миссий;
- Известная доля хардкорности, как в постановке некоторых заданий, так и в отдельных элементах игры;
- Главный герой, которому сопереживаешь и для которого вступление в мафию стало серьёзным кризисом его личности. Он слишком "добренький";
- Множество других мелочей: каждому игроку запомнится что-то своё. Все эти мелочи выгодно отличали игру от хулиганств в GTA;
Поэтому анонс второй части выглядел очень перспективно и многообещающе.
Казалось бы, чего желать игрокам, кроме повторения успеха, с несколькими нововведениями, доработкой уже имевшихся игровых механик и новой графикой?.. Трейлеры так и сочились правильной ретро-атмосферой и навевали параллели со многими широко известными фильмами ("Славные парни", "Неприкасаемые", трилогия "Крёстный отец" и другие). В общем, грезилось нечто внушительное, достойное звания "Мафия 2". Разумеется завышенные ожидания - опасная штука и для игрока и для разработчиков. Могу отметить, что вторая часть получилась атмосферной и красивой, но, к сожалению, очень сумбурной.
Это выражается почти во всём. Например, город.
Похоже на то, что Эмпайр Бэй задумывался уже как полноценная площадка для "песочницы" подобной тем, что есть в GTA. Вроде тут и там открыты магазины, есть парковки, гаражи для техобслуживания автомобилей и возможности неплохо повозиться с их тюнингом. Но, кроме некоторых миссий, в которых игроку будет указано совершить определенные покупки или действия с этими объектами, больше они игроку не пригодятся. За всеми этими покупками еды, костюмов и прочими декорациями чувствуется недоработка.
Так же печально обстоит в этот раз дело и со сценарием. Если в Mafia: The City of Lost Heaven мы имели законченную историю, логично разворачивающуюся на протяжении нескольких глав, то здесь постоянно возникает чувство то ли ускоренной перемотки, то ли пропуска целых эпизодов. Если в Mafia: The City of Lost Heaven все персонажи не пропадают даром и обладают проработанными образами, то во второй части лучше всех удался Джо Барбаро. Главный герой же Вито Скалетта демонстрирует противоречивое поведение (возможно были вырезаны эпизоды, которые бы всё объясняли?).
Приведу один из таких запомнившихся мне парадоксов.
Его представляют изначально заботливым сыном и братом. В лучшей и неспешной первой части игры - зимней - его характер и образ понятны. После определенной миссии по сюжету он узнаёт о смерти матери... вроде бы горе, но почему в летней части игры он не выразил желания заехать, скажем, на кладбище?.. Из этого мог получиться хороший сюжетный эпизод. Вообще, в летней части игры Вито становится каким-то безвольным исполнителем у всех желающих на побегушках. Появление у него якобы какого-то характера ближе к финалу, когда он внезапно принимает самовольные решения выглядит неубедительно. Ещё более неубедительно выглядит то, что за Вито поручатся влиятельные люди и спасут его шкуру, хотя он наломал таких дров, что непонятно за какие заслуги он мог купить свою жизнь.
Томас Анджело в Mafia: The City of Lost Heaven побеждал - это правильно. Но спасение для себя и своей семьи он нашел уже на стороне закона по программе защиты свидетелей. Конечно, кланы всё помнят, и омерта не поленится настичь свою цель даже по прошествии пары десятков лет... Но это развитие истории логично сообразно с предыдущими событиями.
Неужели во второй части Вы погнались за дешёвым "хэппи эндом", когда главный герой должен оставаться в живых наперекор в том числе здравому смыслу?..
Обидно было за не полное раскрытие образов персонажей Эдди и Генри: а ведь все постеры с игрой и трейлеры всячески намекали, будто в этой игре будет четвёрка друзей-гангстерито. Более того: в какой-то момент вы включаете в игре нарезку в духе "рабочие будни мафиози", где демонстрируются кадры с выполнением Вито и Джо всяких заказов, подсчётами денег, гулянками и покупками себе всяких ништяков. Думаю любой игрок с удовольствием повыполнял бы пару-другую рядовых заданий дона, ради погружения в роль новичка мафиозной семьи, ещё в качестве соучастника и потом заслужить пару-другую повышений до солдата (regime) или caporegime.
Итак, к сожалению Mafia II - Ваше крупное фиаско. Вероятно неудача связана с переоценкой своих сил, когда ещё на стадии разработки раздавались щедрые обещания и вдобавок это информационное пиршество возбудило сильный аппетит игроков, тем сильнее получилось и их разочарование. Возможно в виде черновиков Ваши идеи были готовы, включая более полный и логичный сценарий, но пришлось спешно собирать рабочий билд игры из того, что было и срочно выпускать товар под давлением издателя?..
Честно сказать, совсем не ожидал, что Вы вдруг анонсируете третью часть. Очевидно, что из-за довольно слабого набора впечатлений по второй части, особенной радости новость с анонсом не вызвала. Однако, это Ваш самый настоящий шанс исправиться и заслужить новый успех. Главное, чтобы из третьей части ничего не было вырезано, а следовательно - не стоит гнаться за большими амбициями и пытаться выступать на одном поле с GTA. Ваша лучшая работа Mafia: The City of Lost Heaven была сильна сценарием, ради которого вполне можно пожертвовать городом-песочницей и сделать скорее линейную по структуре игру. А ведь за годы с момента выпуска первой игры даже серия GTA "повзрослела": попыталась принять более солидный вид и доработать свою подачу истории, которая традиционно была сродни лоскутному одеялу со смешными сценками-брифингами к очередному заданию. К счастью GTA посвящена современности, поэтому в плане использования декораций той или другой эпохи у Вас с Мафией всегда есть преимущество по привлечению внимания аудитории.
Звучали заявления, что в этой игре будут даны ответы на незакрытые вопросы из второй части. На мой взгляд это ни к чему, и эта работа будет только отвлекать от создания основного костяка новой игры. Закрыть эти вопросы стоило раньше при помощи дополнений ко второй части.
Выбранные локация и время действия обладают хорошим потенциалом. Главный герой снова участник войны и это не плохо - возможно теперь получится создать такого убедительного персонажа, каким задумывался Вито?.. С одной стороны герой - бывший солдат, что объясняет его навыки стрельбы. С другой - горнило войны могло придать ему новый взгляд на жизнь. Есть ли у него близкие и будет ли кто-то нуждаться в его опеке? Увидим, мне кажется, проблема заботы о близких может быть интересно представлена и поможет показать другие стороны его характера. Будет здорово, если Линкольн Клэй получится человечным (не в смысле повторения опыта с Томми Анджело, но будет убедительнее и живее в сравнении с Вито).
Очевидно, что настроение игры теперь меняется. На смену степенным и аккуратным, расчётливым мафиози, приходит куда как более агрессивный и грязный в методах подход. И это перекликается и с фильмами о южных криминальных авторитетах, том же "Scarface" с Аль Пачино. Со своей стороны отмечу, что мне больше по нраву притворная вежливость и рассуждения об "уважении" итальянской мафии эпохи Сухого закона и 50-х... Но коль скоро вторая часть уже в прошлом, а третья часть обрадует мощным сюжетом - можно будет и променять костюм-тройку на гавайскую рубашку.
На что хотелось бы надеяться. Вы сами обещаете проработку сценария, чаще всего пока называя обещания про взаимосвязи со второй частью. Если за этими увязываниями двух игр между собой не потеряется проработка новой истории, в которой найдётся место интересным персонажам - замечательно!
Судя по первым видео, перестрелки и драки будут всем любителям экшена на радость. Впрочем, с этим в серии проблем не наблюдалось и раньше, поэтому тут многого не требуется.
Автомобильная компонента игры. Mafia: The City of Lost Heaven ввела в обиход приятный процесс коллекционирования машин, угонять какую попало было нельзя и это шло на руку балансу. Во второй части, к сожалению, автомобили стали бросовым товаром почти как в GTA, поэтому хотелось бы возвращения автомобильного культа в третьей части, чтобы и от гаражей с тюнингом было больше проку, чего в прошлой игре не наблюдалось.
Коль скоро главный герой - участник войны, то уместным бы смотрелось введение в игру и оружейного культа. Чтобы огнестрел не был таким мусором, а каждый ствол обладал своими плюсами и возможностями каких-то улучшений. То есть, вспоминая фирменную дотошность до разных деталей в серии игр, было бы здорово пойти в этом направлении дальше.
Город. Конечно же теперь велика мода делать игры с открытым миром - хотя всё равно остаюсь при своём мнении, что Mafia: The City of Lost Heaven прекрасно чувствует себя за счёт проработки сценария и третью часть можно было бы сделать подобным образом. Тем не менее с устоявшимися на рынке трендами приходится считаться, а значит Вам предстоит сделать интересный для изучения город, чтобы существование в игре открытого мира не выглядело такой явной недоделкой как было со второй частью.. Уже обещаны побочные миссии, так что можно надеяться, что городской территории найдётся применение в игровой механике.
Очень хорошо, что об игре нет теперь столько информации - это поможет игрокам сохранить хладнокровие и не размечтаться слишком сильно. Также это показывает, что Вы избегаете давать слишком много обещаний, что тоже правильно. Выход игры был обещан уже в конце апреля этого года - 26.04.2016. Не удивлюсь, если будет перенос даты - главное, чтобы игра удалась.